Размер шрифта:
Цвета:
Закрыть
Барнаульская
городская Дума
официальный сайт

Барнаульская городская Дума

официальный сайт

140 лет – Барнаульской городской Думе!

Версия для печати

19.04.2017

19 апреля 1877 года состоялось первое заседание Барнаульской городской Думы. В этот день гласные приняли присягу, а городским головой был избран Н.А. Давидович-Нащинский.

С тех пор прошло 140 лет, депутаты продолжают славные традиции, заложенные предшественниками. Развивают и укрепляют местное самоуправление, задача которого состоит в решении конкретных задач нашего муниципального образования. От имени депутатов БГД VI созыва поздравляю всех жителей города с этим знаковым событием. Как и прежде призываю к консолидации гражданского общества, конструктивному диалогу всех ветвей власти и развитию демократических основ нашего государства.

Глава города Л.Н. Зубович

i (3).jpg

С 1877 года Дума переизбиралась каждые 4 года, являлась распорядительным органом.
В дальнейшем выборный орган самоуправления Барнаула носил разные названия:
- уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов
- Совет депутатов трудящихся
- Совет народных депутатов
С мая 1994 года представительному органу вернулось его исконное название Барнаульская городская Дума. В новейшей истории Барнаульская городская Дума насчитывает уже 6 созывов. Депутаты городской Думы современной России вспоминают страницы истории. 

0_960d0_7390ad42_L.jpg


К 140-летию Барнаульской городской Думы избирательная комиссия г.Барнаула подготовила исторический очерк, посвященный новейшей истории представительного органа.

В новейшей истории развития местного самоуправления в нашем государстве большое значение имел Указ Президента Российской Федерации от 09.10.1993 №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации».

Во исполнение данного Указа Барнаульский городской Совет народных депутатов был ликвидирован. В 1994 году постановлением главы администрации города от 12.01.1994 №19 было утверждено Положение о городском самоуправлении в городе Барнауле, органами городского самоуправления в Барнауле являлись городская Дума и глава городского самоуправления.

Выборы депутатов Барнаульской городской Думы первого созыва и главы городского самоуправления города Барнаула состоялись 13 марта 1994 года. Срок полномочий Барнаульской городской Думы первого созыва составлял 2 года. В состав городской Думы было избрано 11 депутатов.

31 марта 1996 года были проведены выборы депутатов Барнаульской городской Думы второго созыва и главы городского самоуправления. Срок полномочий Думы этого созыва уже составлял 4 года. Общее количество депутатов составило – 22, которые избирались по 11 двухмандатным избирательным округам. Уже к следующей избирательной кампании 26 марта 2000 года в Барнаульскую городскую Думу было избрано 24 депутата по 12 двухмандатным избирательным округам.

Все это время главой городского самоуправления избирался Владимир Николаевич Баварин (1939-2003).

bavarin_tn.jpg

К проведению избирательной кампании по формированию четвертого созыва Барнаульской городской Думы 14 марта 2004 года на территории города было образовано 35 одномандатных избирательных округов, из которых только по 15 округам в день голосования были избраны депутаты. По 20 одномандатным округам в результате высокого процента протестного голосования выборы были признаны несостоявшимися и 6 июня 2004 года были проведены повторные выборы депутатов Барнаульской городской Думы.

По одномандатному избирательному округу №32 голосование было отложено до 5 декабря 2004 года.

В этот период в Барнаульской городской Думе появилась новая должность – председатель Барнаульской городской Думы. Им стал Сергей Васильевич Краснов.

Копия DSC_0089.JPG

При проведении выборов депутатов Барнаульской городской Думы пятого созыва, которые прошли 12 октября 2008 года, количественный состав городской Думы и срок полномочий депутатского корпуса не менялся.

Впервые за всю историю существования Барнаульской городской Думы представительный орган в Барнауле возглавила женщина – Людмила Николаевна Зубович, избранная в 2008 году председателем городской Думы, а в 2012 году – главой города Барнаула.

2.jpg

В 2012 году на выборах депутатов Барнаульской городской Думы шестого созыва формирование депутатского корпуса проходило по иным условиям.

Во – первых, выборы впервые проходили по смешанной избирательной системе и с другим количественным составом депутатов. Избирались 40 депутатов, 20 по одномандатным избирательным округам и 20 – по единому муниципальному избирательному округу.

Во – вторых, депутаты избирались на пятилетний срок полномочий.

По итогам выборов 14 октября 2012 года, действующий состав Барнаульской городской Думы был полностью сформирован.

Из 5 политических партий, чьи списки кандидатов были допущены к распределению мандатов, Алтайское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» получило 12 мандатов, Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» получило 4 мандата, Алтайское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» получило 1 мандат, Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае – 2 мандата и Алтайское краевое отделение политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» – 1 мандат.

10 сентября 2017 года избиратели города Барнаула будут голосовать на выборах депутатов Барнаульской городской Думы седьмого созыва.

Формирование депутатского корпуса будет осуществляться в том же количественном составе и на тот же срок полномочий, что и депутаты шестого созыва.



Сергей Васильевич Краснов - председатель Барнаульской городской Думы IV созыва, глава администрации Ленинского района 1996-2004 гг.

Сергей Васильевич, с каким опытом Вы избирались на должность председателя Барнаульской городской Думы IV созыва?

На мой взгляд, с достаточно богатым. Ещё работая на моторном заводе, в 1988 году был избран в Ленинский районный Совет народных депутатов. К началу 1990-х годов стал председателем мандатной комиссии.

В конце 1991 года администрацию Ленинского района возглавил бывший председатель райсовета В.И. Лукошков, а в январе следующего, депутаты избрали меня председателем Ленинского районного Совета народных депутатов. Это была штатная должность руководителя представительного органа местного самоуправления.

Выборы проходили на альтернативной основе. Но мне посчастливилось набрать подавляющее большинство голосов, за что, до сих пор с благодарностью вспоминаю депутатский корпус того времени.

От «заводской трубы», как тогда любили говорить, в местные Советы пришел не я один. В Железнодорожном районе, несколько раньше, председателем районного Совета избрали В.Г. Лякишеву, начальника лаборатории «Радиозавода».

На первых порах было сложно – сказывалось отсутствие опыта работы на таком уровне. Неоценимую помощь по организации работы райсовета мне оказала В.В. Лысикова – зам председателя Научногородокского поссовета, которая к тому времени имела богатый опыт депутатской деятельности.

Мы прекрасно взаимодействовали с главой администрации района В.И. Лукошковым и его заместителями. Ленинский район был, и для работников администрации, и для депутатов, один на всех. Может быть, и по этой причине, успешно решались многие вопросы жизнедеятельности района.

Ситуация в экономике шла по наклонной плоскости, к сожалению, не в лучшую сторону. Удержать ситуацию можно было только общими усилиями, что мы и делали.

Полтора года спустя, принял предложение главы администрации города В.Н. Баварина, и в конце сентября 1993 года, сессия Ленинского районного Совета народных депутатов освободила меня от должности председателя райсовета и утвердила в качестве первого заместителя главы администрации Ленинского района. Занимался вопросами экономической политики, промышленности, предпринимательства, строительства и другими направлениями деятельности администрации района.

В 1996 году меня назначили главой администрации Ленинского района. В этой должности работал до выборов 2004 года.

Таким образом, к моменту избрания в Барнаульскую городскую Думу четвертого созыва, у меня имелся опыт работы в обеих ветвях местного самоуправления. Это обстоятельство, стало решающим фактором при рассмотрении вопроса о выдвижении на пост председателя городской Думы.

Какие изменения претерпела правовая база муниципалитета в IV созыве?

Если Вы имеете в виду правовую основу местного самоуправления, то в своей практической деятельности мы руководствовались принципами и нормами, заложенными в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах, Законах Алтайского края, иных правовых актах, как федеральных органов, так и субъекта РФ и конечно Уставом городского округа – города Барнаула Алтайского края.

Таким образом, депутатский корпус выполнял в полном объеме положения статьи 4 Федерального закона от 06. 10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

А если говорить о нормативных правовых актах местного самоуправления, то на долю депутатов IV созыва выпала сложнейшая задача – реализация на территории города Барнаула, Федерального закона №131- ФЗ. Дело в том, что введение основных положений закона, который на территории России вводился поэтапно, как раз пришлись на период 2004-2005 годов. Естественно отменялись или серьёзно развивались отдельные положения закона №154-ФЗ от 28.08.1995 года.

Депутатами четвертого созыва, за четыре года, было принято около 900 решений. Больше, чем приняли два предыдущих состава за 8 лет работы. Подчеркну, так сложилась ситуация, а не потому, что мы хотели отличиться. В 2005 году принимается новая редакция Устава, в который за 10 лет с момента его принятия, изменения вносили 12 раз.

Насколько стремительно менялось федеральное законодательство, говорит тот факт, что в июне 2008 года, депутаты четвертого созыва, вновь принимают новую редакцию Устава. Уникальный случай в истории местного самоуправления города Барнаула – один созыв принимает две новых редакции основного нормативно правового акта.

Серьезным гарантом правомерности принимаемых Думой решений, являлась экспертиза прокуратурой всех без исключения проектов решений. Если заключение было положительным, проект вносился для рассмотрения, если имели место замечания, проект отправлялся на доработку. Надо отдать должное, работники прокуратуры не просто присутствовали на заседаниях городской Думы, они активно участвовали в процессе обсуждения, внося свои предложения и замечания по ходу заседания.

Сегодня, оглядываясь в прошлое, с твердой уверенностью могу сказать – вряд ли мы добились высокого качества принимаемых решений, если бы не тесное сотрудничество с представителями научного сообщества Алтая.

С учеными Алтайского государственного университета, городскую Думу, связывали давние и конструктивные рабочие отношения. Созыв, в котором мы работали, расширил эти взаимоотношения, что, несомненно, отразилось на качественной стороне рассматриваемых вопросов. С благодарностью вспоминаю ректора АГУ д.и.н., профессора Ю.Ф. Кирюшина, декана юридического факультета к.ю.н., профессора В.Я. Музюкина, заведующего кафедрой «Конституционного и международного права» д.ю.н., профессора В.В. Невинского, доцентов этой кафедры: к.ю.н. В.И. Маньковскую и к.ю.н. О.А. Блинову и других ученых. В том, что 2007 году на базе АГУ прошла научно-практическая конференция по вопросам местного самоуправления российского уровня, приуроченная к 130 летию Барнаульской городской Думы, немалая заслуга професорско-преподавательского состава и сотрудников университета.

Принятие, каких решений Вам особенно запомнилось и почему?

Вопросы повестки дня бывали разные. Но выделить какой-то один, трудно. Причина в том, что любое решение принятое городской Думы, как правило, затрагивало интересы той или иной категории горожан, а поэтому, с моей точки зрения, все они по-своему важные.

Основная работа с проектами документов велась на заседаниях постоянных комитетов Думы. Кстати сказать, когда перед выборами 2004 года проходило обсуждение, какой должна быть оптимальная структура Думы, исходя из задач, поставленных Федеральным законом №131- ФЗ, приняли предложение об увеличении числа постоянных комитетов до четырех. Так, кроме комитета по вопросам бюджета города, который возглавил А.А. Солодилов, комитета по вопросам законности, председатель М.Н. Звягинцев, комитета по социальной политике под руководством В.М. Лопаткина, появился новый комитет по вопросам муниципальной собственности. Председателем этого комитета депутаты избрали В.И. Куца.

Важнейшей функцией городской Думы, являлось, рассмотрение и утверждение бюджета города и программ по различным направлениям городского хозяйства. Вот уж точно незабываемые вопросы. Проекты программ, а тем более городского бюджета, готовили соответствующие подразделения администрации города. Затем они вносились на заседания профильных комитетов БГД. Там и разгорались основные «баталии».

Депутаты профессионалы каждый в своей области. А к примеру, для того чтобы разобраться, как формируется доходная и расходные части бюджета, необходимы специальные знания. Большинство депутатов таких знаний не имели, но разобраться пытались. И тут многое зависело от взаимопонимания сторон.

Практически на все заседания комитетов приходили заместители главы администрации города: И.П. Перемазов, Н.П. Черепанов и М.М. Шипицин, начальники управлений и комитетов администрации: С.В. Баев, Л.А. Лысенко, Н.А. Тиньгаева, С.Ю. Черников, Б. А. Черниченко. Они, каждый по своему направлению, объясняли, доказывали, выслушивали контраргументы. Бывали ситуации, когда отдельные проекты решений отклонялись несколько раз. В то время такая работа с депутатским корпусом была нормой.

Тем не менее, из решений можно отметить «Концепцию реформирования ЖКХ города Барнаула до 2010 года». Над созданием концепции работала группа депутатов, возглавляемая И.И. Шефером. Программы: «Обеспечения жильем или улучшения жилищных условий молодых семей в Барнауле на 2005-2010 гг.»; «Молодежь Барнаула 2005-2010 гг.»; «Основные направления развития здравоохранения г. Барнаула 2005-2010 гг.»; «Основные направления развития образования г. Барнаула 2005-2010 гг.» и «О концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 гг.».

Кто были Вашими первыми помощниками?

По штатному расписанию помощник у меня был один – Л.Г. Жигулович, уж и не знаю считать её первым помощником или вторым, но работник она была прекрасный. С большой теплотой вспоминаю секретаря-делопроизводителя Н.А. Косолапову, великолепного специалиста, которая умела организовать самый сложный рабочий день. Была исключительно вежлива и тактична с посетителями.

По организационным вопросам основная нагрузка лежала на аппарате городской Думы. Его сотрудники осуществляли контроль исполнения принимаемых решений, занимались аналитикой, оказывали депутатам методическую помощь, в том числе и по организации приема граждан. Участвовали в заседаниях Думы и постоянных комитетов. Помощниками депутатов на округах, были специалисты аппарата Думы в районных администрациях.

Думаю, что большая заслуга в организации работы аппарата, принадлежала его руководителю В.Г. Лякишевой. Придя на эту должность по приглашению В.Н. Баварина ещё в 1994 году, она отработала в этом качестве четыре созыва. Её помощь ценили очень высоко. Не случайно, многие бывшие депутаты, до сих пор, поддерживают с ней добрые отношения.

Что можете пожелать депутатам VII созыва?

Исходя из публикуемых материалов по подготовке к проведению праймериз, состав Барнаульской городской Думы осенью ждет обновление. Будет ли оно удачным, покажет время. Депутатам будущего созыва могу пожелать одного: «Принимая решения, помнить – не люди для вас, а вы для людей!»



Александр Николаевич Данилов – депутат Барнаульской городской Думы 2,3,4,5,6 созывов, заслуженный врач РФ.

- Когда я впервые избрался депутатом в городе было 22 одномандатных округа и 3 постоянных комитета. Депутатский корпус представляла команда единомышленников, направленная на реализацию плана социально-экономического развития города. В третьем созыве было всего 12 двухмандатных округов и 24 депутата. На моем округе были депутаты: я и Александр Алексеевич Миронов. Территория была большая – от улицы Северо-западная до границы с Ленинским районом. Вспоминается очень слаженное взаимодействие.

За время моей работы в Думе, в городе произошло много важных градостроительных событий, в том числе строительство нового моста через реку Обь и объездной дороги в нагорной части. Все это происходило при непосредственном участии депутатского корпуса. Мы всем созывом выезжали на объекты, осуществляли контроль, прорабатывали вопросы на комитетах. Вспоминается активное обсуждение сноса частного сектора для строительства нового здания 22 школы, тогда уже строительство носило долевой характер. Необходимо было изыскать бюджетные средства для введения школы в эксплуатацию и её оснащения. А бюджет всегда являлся и является острой темой, поэтому горячо проходили его обсуждения. На заседаниях Думы буквально каждый депутат высказывал свое мнение, обсуждение носило длительный характер. Корректировка происходила непосредственно на заседании Думы. Сейчас же формирование бюджета проходит процедуру публичных слушаний, бюджетных проектировок и носит модифицированный характер.



Глава города Барнаула Людмила Николаевна Зубович, депутат Барнаульской городской Думы 3,4,5,6 созывов, делится воспоминаниями о своем первом избрании в горДуму:

«В 2000 году я впервые была избрана депутатом Барнаульской городской Думы. Время сложное и лихое. Экономическая нестабильность, повсеместный дефицит, взаимозачеты. В структуру городского хозяйства крупными предприятиями стала «сбрасываться» вся социальная инфраструктура: общежития, комнаты школьника, д/сады, пионерские лагеря… Все это хозяйство требовало бюджетной поддержки города, так как в основном объекты находились в плачевном состоянии.
Помню первое организационное заседание. Передо мной лежала персональная красная папка с проектами решений. На меня этот факт произвел сильное эмоциональное впечатление. Я поняла, что лично в ответе за то, какие решения будут приняты, и как это отразится на жизнедеятельности города и каждого жителя в отдельности.

Колоссальная ответственность и чувство гражданского долга обязали меня и моих коллег-депутатов работать с полной самоотдачей. Сплотилась настоящая команда во главе с Владимиром Николаевичем Бавариным. Определились деловые отношения с депутатами краевого Совета народных депутатов.

Как результат - за время работы нашего созыва с 2000 по 2004 годы утверждены 20 городских Программ, активно работали над совершенствованием Устава г.Барнаула. С целью реализации молодежной политики, принято Положение о молодежном Парламенте, которое и сегодня действует в г.Барнауле. Депутаты III созыва вышли с первой значимой законодательной инициативой в краевой Совет народных депутатов, предложив на рассмотрение проект Закона Алтайского края «О статусе административного центра Алтайского края». Учрежден памятный знак «За заслуги в развитии города Барнаула» для поощрения граждан за вклад в повышение экономического и духовного потенциала нашего города. Велась кропотливая и постоянная работа над пополнением городского бюджета и выполнению наказов избирателей.

Хорошая привычка работать в полную силу осталась навсегда. Вот уже четвертый созыв избиратели доверяют мне защиту своих интересов. Я с благодарностью и ответственностью исполняю депутатские полномочия и полномочия главы города».


Петр Анатольевич Гладышев – депутат Барнаульской городской Думы I созыва.

- Петр Анатольевич, как проходили выборы в городскую Думу первого созыва (1994-1996гг.)?
- Выборы в городскую Думу кардинально отличались от выборов в городской совет народных депутатов. Появились альтернативные кандидаты - это было первое проявление демократии. Мы начинали выходить на встречи с избирателями, представлять свою программу, получали наказы. Нужно понимать, что это было за время!

Середина 90-ых годов - не простой временной период. Из-за значительного дефицита бюджета города были задержки по выплате заработной платы бюджетникам, городская казна имела значительные долги перед ресурсоснабжающими предприятиями за объекты образования, здравоохранения, культуры. Большое сокращение рабочих мест вело к безработице, а на предприятиях зарплату выдавали изготовленной продукцией. Отсутствие оборотных средств предприятий заставляло переходить на «бартерную» систему. Сложная ситуация складывалась на предприятиях оборонной промышленности. Отсутствие госзаказов обязывало приспосабливаться, чтобы сохранить трудовые коллективы – переходили на изготовление бытовой техники. В этот период происходило значительное снижение темпов строительства жилья, что повлекло за собой остановку предприятий стройиндустрии.

- При такой нелегкой ситуации в реальном секторе экономики, бюджетной и социальных сферах начала работу городская Дума I созыва. Какие основные решения были приняты?
- В этих непростых условиях необходимо было принимать кардинальные решения. И первым таким решением стало объединение районных бюджетов в единый городской бюджет. Это было очень правильное решение – всю доходную часть объединить в одну казну. Таким образом удалось перераспределить приоритеты, выровнять заработную плату.
Еще одним важным решением, принятым депутатами I созыва, стал Устав города Барнаула. При работе над документом была создана рабочая группа, в которую вошли депутаты горДумы, ученые, общественность.
Устав города Барнаула первый в Алтайском крае прошел регистрацию в органах юстиции.

- В составе Думы работало всего 11 депутатов, как проходило обсуждение вопросов?
- За короткий промежуток времени депутаты прониклись проблемами и задачами горожан - деловые отношения были сразу установлены. Поскольку в состав Думы избраны люди абсолютно разных сфер деятельности, несомненно, были и споры. Учитывая, что количество депутатов было не большое, абсолютно все без исключения принимали участие в обсуждении вопросов. Всегда приходили к правильному, выверенному решению.

- Почему вы не стали избираться в Думу 2 созыва?
- Будучи депутатом Думы I созыва - одновременно являлся главой администрации Октябрьского района. Ко второму созыву изменилось законодательство, которое накладывало запрет на совмещение муниципальной службы и депутатской деятельности.

- Срок полномочий депутатов I созыва - всего два года, этого было достаточно в те годы?
- Для меня было достаточно. Хотя конечно, срок полномочий должен быть больше, и то, что законодатель увеличил срок полномочий депутатов – это правильное решение. Оно дает возможность депутатам больше сделать на округе для избирателей.

Справка: Гладышев Петр Анатольевич - депутат Барнаульской городской Думы I созыва. На протяжении 6 лет возглавлял администрацию Октябрьского района города Барнаула, 13 лет - администрацию Индустриального района города Барнаула, 4 года – является председателем комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула


Анна Александровна Третьякова – депутат Барнаульской городской Думы 2 созыва (1996-2000 гг.)

- Анна Александровна, как проходили выборы в Думу 2 созыва?
- В те годы, чтобы стать кандидатом, в депутаты необходимо было собрать достаточное количество подписей избирателей. Но, несмотря на то, что я поздно включилась в избирательную кампанию, доверие избирателей мне было оказано. Для большинства депутатов это был первый опыт избрания, поэтому общались как могли – никаких политических технологий не применяли. В основном встречались с трудовыми коллективами, узнавали заботы, проблемы. Я понимала, что на депутатах лежит большая ответственность. Стояли задачи, которые надо было решать сквозь призму законотворчества.

- Во 2 созыве увеличилось количество депутатов до 25, а срок полномочий до 4 лет. На Ваш взгляд, что было особенного в Думе 2 созыва?
- Особенность была в том, что 2/3 депутатов 2 созыва составляли педагоги и врачи. Иногда даже глава города Владимир Николаевич Баварин шутил: «У нас не заседание Думы, а педсовет какой-то получается…». Большое внимание в работе было уделено социальным направлениям.

- Во 2 созыве действовало 3 комитета: по экономической политике, собственности и бюджету; по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления; по социальной политике. В какой комитет вошли Вы, и какие вопросы помимо Думских рассматривали на комитете?
- Я вошла в состав комитета по социальной политике. Председателем комитета стал Валерий Михайлович Брюханов, тогда - ректор медицинского института. На заседаниях комитета мы обсуждали вопросы работы детских домов, поднимали тему антинаркотической пропаганды. В это время в Барнауле только начинал работу Центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

Как сейчас ни странно звучит, но в те годы в детских садах были свободные места. Причин тому было несколько, в том числе спад рождаемости и недопонимание роли дошкольного воспитания. Необходимо было решать, как привлечь деток в садик и как использовать свободные помещения. Часть помещений стали сдавать в аренду. Важно отметить, что вырученная сумма от аренды отдавалась на нужды образования. Город активно принимал ведомственные детские сады на бюджетное финансирование. Это дальновидное решение позволило сохранить подавляющее большинство зданий по назначению. И в пору дефицита мест в Барнауле доступность дошкольного образования была выше, чем в ряде других территорий.

- Какими наиболее важными вехами в городе было ознаменовано время 2 созыва?
- В те годы вводился новый мост через реку Обь, активно обсуждался вопрос о платном проезде. В городе появился памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Законодателем была введена норма, согласно которой мы впервые стали переходит на продажу муниципальной собственности. Было много жарких споров: депутаты не понимали, почему человек арендующий помещение у муниципалитета, не хочет делать в нем ремонт, а когда станет собственником – будет делать. Но, как показала практика, продажа стала эффективной. Еще одним горячо обсуждаемым вопросом был болезненный переход детских оздоровительных лагерей и детских садов, домов культуры в муниципальную собственность. Было не понятно, почему предприятия запрашивают определенную сумму денег у муниципалитета за передачу недвижимого имущества, ведь в те годы мы считали, что все это народное. Но, конечно, были и такие предприятия, которые отдавали городу, к примеру - детский сад, безвозмездно.

- Что больше всего запомнилось в работе депутатского корпуса?
- Депутаты регулярно посещали предприятия города, чтобы лучше узнать важные городские объекты, пообщаться с трудовым коллективом, узнать, чем «дышит» город. Мы были на Водоканале, семенной станции, Шинном заводе, на только что открывшейся макаронной фабрике. Считаю - очень ценно, когда депутаты, которые работают для города, узнают его изнутри. Инициатором этого начинания стал Владимир Николаевич Баварин, который отличался удивительной любовью к городу.

- Депутаты всегда находили взаимопонимание с исполнительной властью?
- Да, у Владимира Николаевича была очень слаженная и работоспособная команда, не могу не вспомнить: Стелла Ивановна Штань и Валентина Петровна Сыроежкова - заместители главы администрации, Раиса Сергеевна Аргунова – председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Галина Дмитриевна Назарова – председатель комитета по продовольствию и другие. Нам всегда представлялись выверенные документы, на все возникающие у депутатов на комитетах или заседании Думы вопросы давались исчерпывающие ответы и пояснения.

- Почему Вы не пошли на выборы 3 созыва?
- В конце 2ого созыва мне предложили муниципальную должность заведующего РОНО. А поскольку я всю свою жизнь посвятила образованию Индустриального района – не смогла отказаться.

Справка: Анна Александровна Третьякова – депутат Барнаульской городской Думы 2 созыва. С 1976 по 1999 год работала в школе учителем, заместителем директора, директором. С 1999 по 2009 год – замещала муниципальную должность заведующего отделом образования Индустриального района, переименованную в председателя комитета по образованию Индустриального района. За работу неоднократно награждалась почетными грамотами районной, городской, краевой администраций. В 1994 году решением министерства образования РФ награждена значком «Отличник народного просвещения». В 2010 году за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу объявлена благодарность Президента Российской Федерации.


Алексей Васильевич Морозов - депутат Барнаульской городской Думы 3,4,5 созывов (2000-2012 гг.) поделился воспоминаниями о своем первом избрании.

- Алексей Васильевич, чем запомнились ваши первые выборы в Барнаульскую городскую Думу?
- Мои первые выборы проходили в 2000 году. Вспоминается активное участие избирателей – все ходили на голосование, так как чувствовали ответственность за свой выбор. Тогда еще существовал критерий, при котором выборы считались состоявшимися. Например, явка должна была составлять не менее 25%, и избирателей это стимулировало. На избирательных участках располагалась литература по избирательному законодательству. В городской и краевой газетах предоставлялись площади для агитации кандидатам. Отличительной особенностью было то, что кандидатов могли тогда выдвигать не партии, а трудовые коллективы. Депутат одновременно мог состоять в муниципальном представительном органе, в региональном законодательном органе. Например, депутат Дмитрий Чикалов был одновременно и в Барнаульской городской Думе, и в Алтайском краевом Совете народных депутатов (ныне АКЗС). Еще одним вариантом было выдвижение кандидата по месту жительства, что тоже в определенной степени влияло на явку избирателей, так как шли голосовать за человека, которого знали.

- Чем запомнилась депутатская деятельность?
- Это период совершенствования политической структуры. Наращивалась нормативная правовая база для деятельности городской Думы и администрации города. Необходимо было, чтобы она соответствовала краевым и федеральным законам. От депутатов не ждали, что они придут и заасфальтируют двор или поставят скамейку у подъезда. Избиратели смотрели с более масштабных позиций и понимали, что есть общерайонные и общегородские проблемы, которые призваны решать депутаты. Это было понятно из тех встреч, которые мы проводили во дворах на своих округах.

- Какие основные задачи приходилось решать?
- Из общегородских задач всегда во главе угла стоял вопрос пополнения городской казны. Собираемость налогов была ниже ожидаемой. У нас работала комиссия по недоимкам, на которую приглашали крупных неплательщиков, выясняли причины, и это помогало решать некоторые проблемы. Но этого было недостаточно, уровень дисциплины налогоплательщиков оставлял желать лучшего.
Уже в те годы поднимали вопрос о нахождении несовершеннолетних в общественных местах в ночное время. Сам факт был обозначен, и тогда стали изучать какие действия мы можем предпринять. Выяснилось, что это не наши полномочия. И мы стали выходить с законодательной инициативой на региональный уровень.
Большая работа проводилась по обращениям граждан для оформления наградных материалов. Многие предприятия были реорганизованы, а материалы о работниках не сданы в архивы. Мы разыскивали бывших руководителей, помогали восстановить документы.

- Что бы Вы пожелали действующим депутатам?
- Побольше непосредственной работы с населением, в любой доступной форме.

Наверх