Размер шрифта:
Цвета:
Закрыть
Специальная версия Барнаульская
городская Дума

Светлана Бочкова: «Я должна быть ближе к людям»

Светлана Бочкова - депутат Барнаульской городской Думы по одномандатному избирательному округу №15, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31». Замужем, есть сын, внучка.

Сегодня Светлана Анатольевна рассказала о выборе профессионального пути, проблеме молодых кадров, современных детях и о том, почему депутату так важно быть ближе к людям.

- Светлана Анатольевна, расскажите немного о себе?

- Родилась я на станции Шпагино Заринского района (ранее Сорокинский район) в полной семье. Папа был начальником дистанции контактной сети на железной дороге. Мама была бухгалтером на пункте заготовки зерна. Есть старшая сестра, которая работает врачем.

Училась я в сельской, восьмилетней школе. После восьмого класса поступила в Барнаульское педучилище. Отучилась там четыре года. Так как в то время не хватало учителей, на последнем курсе нас обязали работать в школе. В первую смену мы работали, вечером учились.

После 4 курса я вышла замуж. Мой супруг военнослужащий, тогда мы с ним уехали на место его службы в Кузбасс. Прожили там долгое время, и только 19 лет назад вернулись на Алтай. В Кузбассе я работала учителем, потом завучем, затем директором школы. Там мне пришлось контролировать строительство новой школы и ее оборудование, поэтому с нуля знаю всю эту работу.

- Почему вы выбрали профессию педагога?

- В той школе, где я училась, был очень хороший дружный педагогический коллектив. Директором школы и по совместительству учителем химии был ветеран Великой Отечественной войны Сидоров Савелий Степанович. Его жена Зинаида Ивановна, уроженка Ленинграда, была учителем начальных классов. Зинаида Ивановна учила меня с 1 по 3 класс, а Савелий Степанович преподавал до 8 класса. Они совместно внесли определенную лепту в мое решение стать педагогом - увидели во мне задатки, продвигали и давали наставления. Поэтому мыслей о другом профессиональном пути даже не было.

   У нас на станции школа была только восьмилетняя, чтобы продолжить обучение в 9-10 классе, нужно было ехать в Новоалтайск или Барнаул и жить в интернате. Родители посчитали, что необходимо идти в среднее специальное учебное заведение, получить профессию, а затем уже идти в институт.

- О каких профессиях вы мечтали в детстве до того, как определились со своим делом жизни?

- Мне всегда очень хотелось шить - из обычного куска ткани создавать произведение искусства. Когда я училась в школе, материалы для шитья было очень трудно найти. И мы с удовольствием приобретали всю доступную продукцию с нашего Барнаульского хлопчато-бумажного комбината, шили, кроили, сами придумывали какие-то модели. Желание было большое, и я до сих пор считаю, что оно во мне не реализовано. Но тогда не оказалось рядом наставника, который меня мог продвигать в этом направлении.

Очень нравилась профессия повара, особенно нравилось украшать блюда и добавлять в них какую-то изюминку, загадку. Мой отец всегда мог это оценить и похвалить, а если что-то получалось не так, поддержать и подбодрить.

Так как мы жили недалеко от вокзала, была возможность наблюдать за движением поездов. В детстве я с завистью смотрела на дежурных по станции. Они в специальной форме встречали и провожали пассажирские и грузовые поезда, контролировали и наблюдали за большим пультом движение железнодорожного транспорта. Эти дежурные казались нам, детям, самыми главными и значимыми людьми.

В разные периоды детства и юности было много желаний кем-то быть, но одно из них, которое во мне развивали мои педагоги, победило. И, я думаю, не зря. До сих пор испытываю чувство удовлетворения от работы в школе.

- Почему вы не выбрали какой-то конкретный предмет, а стали учителем начальных классов?

- Здесь также большую роль сыграл образ моего первого учителя начальных классов Зинаиды Ивановны Сидоровой. В ней была интеллигентность, питерская жилка. Мы старались копировать ее во всем: движения, слова, стиль одежды. С детства осталось впечатление, что учитель начальных классов может все – учить арифметике, русскому языку, петь, рисовать, и быть патриотом своей страны. В начальных классах для ребенка учитель – это и мама, и папа, и наставник, и друг.

- Помните ли вы, сколько у вас было выпусков начальных классов?

- Точно сказать сейчас не могу. Не раз думала, что нужно сесть и посчитать. Их было так много – столько замечательных ребят. Тех детей, которых я учила еще до окончания училища, до выпуска я не довела в связи с переездом. Это были мои первые дети: я помню все их фамилии, помню их родителей, которые мне очень сильно помогали и меня, студентку педучилища, очень сильно поддерживали. Я им благодарна буду всегда, за понимание, помощь, участие в жизни класса. Сейчас в моем кабинете стоит фотография класса, который я набирала, как учитель в этой школе и учила три года. Когда ребята перешли в четвертый класс, меня назначили директором школы, и мне пришлось передать их другому педагогу. Это мой любимый, последний выпуск. Многие до сих пор поздравляют с днем рождения, с праздниками, звонят, забегают в школу. Мои ученики разлетелись по всей стране, они уже очень взрослые, у них растут свои дети. Но они помнят обо мне и это очень приятно. После каждой встречи, звонка, СМС сообщения понимаешь, что ты не зря работал.

- Возникает ли у вас желание на время оставить эту бумажную работу и снова провести урок?

- Не то, чтобы иногда хочется, это желание меня никогда не покидает, потому что общение с ребятами доставляет огромное удовольствие. Дети, особенно в начальной школе, такие искренние и чистые, у них все написано на лице. На уроках они такие умозаключения делают, что удивляешься, как могут быть в голове малыша такие мысли. Благодаря тому, что я учитель начальных классов, понимаю, что ребенок с самого раннего детства так глубоко мыслит на некоторые темы, что многие взрослые могут им позавидовать. Ребенка нужно обязательно уважать как личность, как человека, у которого есть свое мнение, которое он имеет право высказать и отстаивать.

- Вы уже долго работаете с детьми. Как они изменились за все время вашей трудовой деятельности?

- Весь мир изменился, а вместе с ним и дети. Изменились способности детей, возможность получать знания. Раньше мы очень много работали со всеми видами словарей, с периодической печатью. Сейчас гаджеты и интернет вышли на первый план, ребята с раннего возраста всем этим владеют. Уже в первом классе они без труда могут найти в интернете нужную для урока информацию.

Я считаю, что из-за гаджетов происходит погружение в себя, когда ребенок может практически целый день сидеть один в телефоне, не испытывая потребности в общении. Когда идешь по школе, то видишь, что ребята крайне мало общаются друг с другом. На перемене все садятся в ряд на лавочку или собираются группами и смотрят в экраны. У них на второй план отходит личное общение, которое дает удовольствие дружбы, товарищества.

А так все дети во все времена были активными и любознательными. Они были, есть и будут всегда одинаковыми.

- Что касается кадров, много ли молодых людей сегодня идет в профессию?

- Молодых учителей, которые стремились бы работать в школе, не так много. На это влияет уровень заработной платы, высокая ответственность, отношение в обществе к профессии учителя. Вместо человека, который должен сеять разумное, доброе, вечное, который должен быть путеводной звездой у детей, учитель стал выполнять много других дел, порой не имеющих отношения к образованию. Многие молодые педагоги просто не хотят этого. Им проще тихо работать в офисе с документами, с компьютером, чем общаться с большой группой не всегда доброжелательно настроенных родителей.

Те молодые учителя, которые приходят в школу, должны работать под присмотром учителя- наставника, педагога с большим опытом. Именно он поможет начинающему педагогу преодолеть первые трудности, подскажет, как вести себя с родителями, с детьми, на что обратить особое внимание.

Однако все, что говорит шеф-наставник, администрация школы может быть перечеркнуто одним неосторожно сказанным словом родителя. Бывает, родитель необоснованно вмешивается в образовательный процесс, допускает пренебрежительный тон в разговоре с учителем, а иногда и просто оскорбления в адрес педагога. От этого учитель не только теряет интерес к работе, но и получает полное разочарование в профессии.

Но иногда приходят настоящие звездочки – учителя, которые горят желанием работать с детьми. После окончания педагогического колледжа к нам на практику приходят студенты, из них мы всегда присматриваем тех, кого хотели бы видеть в педагогическом коллективе. Этих ребят мы приглашаем, и они у нас с удовольствием работают.

Мы гордимся тем, что много педагогов из нашей школы прошли профессиональный отбор на административные и муниципальные должности, а также добились больших результатов в Москве и в Питере.

Уровень подготовки педагогов в Алтайском крае очень высокий. Но только от самого человека, будущего учителя, зависит, будет ли он впитывать как губка эти знания и потом принесет их в школу, реализует на практике или просто потратит время впустую.

- В вашей школе внедрено инклюзивное образование. Расскажите об этом опыте.

- Мы стали одной из первых школ в Алтайском крае, которые на практике стали внедрять инклюзивное образование в школе. Мы вошли в программу «Доступная среда», благодаря которой в образовательном учреждении были проведены ремонтные работы. Внесены изменения в архитектурный режим школы – сделаны пандусы, расширены дверные проемы, убраны пороги, нанесена разметка для слабовидящих детей. Также получено великолепное оборудование – сенсорная комната, зал ЛФК. Это огромное достижение.

Благодаря Министерству образования и науки Алтайского края мы организовали отдельный класс для детей с кохлеарной имплантацией. По окончанию начальной школы родители этих ребят изъявили желание, чтобы дети были расформированы по общеобразовательным классам по несколько человек. У ребят возникла необходимость еще больше общаться, увеличился словарный запас, они стали больше прилагать усилий для того, чтобы слышать, узнавать, понимать. Московские специалисты, у которых ребята проходят диагностику, отмечают большой прогресс, как в плане речи, так и слуха. Дети учатся в обычных классах, у них много друзей, они чувствуют себя здесь комфортно.

- Какие нарушения здоровья есть среди детей с ОВЗ, которые учатся в школе?

- Сейчас количество детей с ОВЗ в нашей школе 46 человек. Среди них есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с такими заболеваниями как, например, сахарный диабет, ребята с ограничением слуха, слабовидящие. Ребята с тяжелой формой заболевания находятся на надомном обучении. Все эти дети обычные дети - все любят общаться, все смеются, играют.

- Как детей с ограниченными возможностями здоровья принимают остальные ребята?

- Когда мы начинали эксперимент по инклюзивному образованию, у родителей были опасения. Родители детей с ОВЗ боялись, как их детей воспримут другие ребята, чтобы их не обижали. Другие родители переживали, что их дети будут видеть не таких как они ребят и станут переживать и расстраиваться. Это были опасения взрослых, которые, к счастью, не оправдались. Все дети прекрасно общаются между собой.

- Вопрос, без которого наш разговор не мог состояться: почему вы решили стать депутатом?

- Как директору школы мне приходится общаться с большим количеством детей, родителей, бабушек и дедушек. Все они рассказывают о своих проблемах, обращаются за помощью. Например, где-то по пути в школу есть небезопасный переход через дорогу или яма, требуется консультация специалиста, нужна помощь в оформлении документов, обращение на некачественное выполнение работ. Как директор школы я прямо заинтересована в том, чтобы у детей был безопасный путь до школы, созданы условия для комфортного проживания, благоприятная психологическая обстановка в школе и дома, вот только полномочий для решения проблем хватало не всегда.

Статус депутата дает больше возможностей разнопланово помочь людям – сделать так, чтобы их вопросы были решены правильно и быстро, а не отправлены в долгий ящик.

- Депутатство включает в себя работу с обращениями граждан, а также проработку нормативно-правовой документации. Можно ли сказать, что какая-то часть этой деятельности важнее?

- Если мы будем только решать вопросы на местах, но никто не будет это дальше закреплять в документах законодательно, то работа с обращениями будет разовой и не системной. Поэтому без работы с нормативно-правовой документацией никак не обойтись. И при этом важно, что меня выбирали люди, население моего округа, поэтому все поправки, которые вносятся в решения, должны основываться на мнении людей. Именно их пожелания я и должна транслировать, дальше продвигать и отстаивать их позицию. Поэтому я должна быть ближе к людям, я должна их знать, понимать, двигаться по своему округу, видеть все, чем люди живут, какие проблемы их волнуют, что нам нужно вместе сделать, для чего нужно вместе объединиться. Громко, конечно, сказано, но это реальность. Вместе и в горе, и в радости. Если есть какая-то проблема, мы должны ее решать вместе с ними. Если праздник, то я тоже должна быть вместе с людьми.

- Когда вы оказываете какую-то помощь как депутат и в ответ видите радость людей, что вы испытываете?

- Что можно испытывать, когда видишь радость людей?! У депутата, я думаю, должно быть только так - удовлетворение от сделанного.Ты сделал что-то, чтобы человек почувствовал, что он не один, вопросы можно решить, что можно добиться положительного результата. Желание помогать не иссякает, понимаешь, что вот он результат твоего труда и опять двигаешься вперёд.

- Среди ответственной работы в школе и депутатской деятельности находите время на досуг? Чем вы увлекаетесь?

- Работы, действительно, много. В летний период люблю работать на приусадебном участке. Это так интересно – видеть, как движется жизнь с маленького росточка до полноценного растения. Всегда радую душу занятиями с любимой внучкой. А еще я всегда любила заниматься плетением макраме - этим делом я могу заниматься ночи напролет.

- Семья поддерживает вашу активную общественную работу?

- У меня хорошая семья, и за это я безмерно благодарна судьбе. Мой супруг всегда меня поддерживает во всем. Благодаря ему я могу сейчас этим всем заниматься. Так как он вышел в отставку, все домашнее хозяйство на нем. Он всегда ждет меня, встречает, помогает мне и эмоционально, и советами, и по дому. Когда мой муж служил, я была его тылом. Теперь он мой крепкий тыл, который помогает мне оставаться работоспособной, активной, эмоционально спокойной.

Сын тоже всегда меня поддерживает, одобряет мою общественную работу. Мнение сына для меня является показателем того, актуально ли то, что я делаю. Для меня важно мнение молодежи. Нужно всегда находиться на одной волне не только с ровесниками, но и с теми, кто намного моложе или старше.

Семья меня поддерживает. Я этому очень рада. Все, чего я достигла, это благодаря моей семье - супругу, сыну.

Наверх